Решаем вместе
Есть проблемы в сфере образования? Пишите свои предложения.
Уважаемые родители, соблюдайте правила пожарной безопасности!
Фев 102020
 

Дальтонизм у детей — это наследственное заболевание, в крайне редких случаях может носить приобретенный характер, сущность которого состоит в неспособности различать один цвет или сразу несколько.

Заболевание является наследственным, соотношение по половому признаку 99:1, в основном болеют мужчины, а женщины являются скрытыми носителемя гена. Заболевание практически всегда врожденное, но его выявление, часто затягивается на долгие годы.

Дальтонизм у детей, достаточно сложен в диагностике, в связи с тем, что возраст, в котором дети начинают осмысленно называть цвета, это примерно 3-4 года. А для того, чтобы закрепить навыки определения цвета необходимо диагностировать заболевания до этого возраста. Это можно сделать, лишь наблюдая за ребенком. Определить дальтонизм  у детей в раннем возрасте можно по таким признакам как: рисование травы, неба, воды, солнца цветами отличными от реальных цветов.

Например, если ваш ребенок рисует небо зеленым, а траву красной – это повод насторожиться. Второй признак, по которому можно заподозрит заболевание: положите перед ребенком 2 одинаковые конфеты, но одна должна быть черного или серого отталкивающего цвета, а вторая яркой, красивой расцветки. Здоровый ребенок практически всегда выбирает вторую. А больной, не чувствуя разницы выбирает наугад.

Дальтонизм у детей — не повод расстраиваться, и чрезмерно беспокоиться по этому поводу. В случае если у вашего ребенка будет выявлена дихромия – различения двух основных цветов из трех, то он все равно сможет впоследствии получить водительские права, а также не будет испытывать ограничений при выборе работы.

В настоящее время эффективного лечения дальтонизма у детей не существует. Определенная компенсаторная реакция может выработаться на основании логических умозаключений и особенностей мышления памяти, как например, помнить порядок расположения цветов в светофоре: красный, желтый, зеленый.

Разрабатываются экспериментальные методики лечения дальтонизма у детей, как например внедрение недостающих генов в сетчатку при помощи методов генной инженерии, но пока этот метод проходит стадии лабораторных испытаний.

Главная задача мамы дальтоника — не выработать у ребенка комплекс неполноценности. Не надо жалеть малыша, не надо давать почувствовать, что он особенный (но и не надо над ним смеяться, подшучивать или еще как-то задевать его самолюбие). Просто потихоньку приучайте его жить в мире, где большинство видит окружающее немного по-другому.

 
Мягко поправляйте ребенка, если он перепутал цвет. Без комментариев — назвали правильный и продолжили свои дела. Полные дальтоники встречаются очень редко. Обычно ребенок видит  различия в оттенках, видит насыщенность цвета и яркость. Поэтому через некоторое время малыш научится очень похоже «угадывать» цвета по косвенным признакам. Помогите ему в этом, только не будьте назойливыми — кого угодно начнет раздражать, если его будут поправлять каждые пять минут.
 
Обеспечьте ребенку цветовой комфорт дома.  Покупая малышу одежду, другие личные вещи, спросите его, точно ли он видит, какой это цвет. Не спутает ли он свои носочки с носочками сестры? Не наденет ли кепку друга? Если надо — нашейте или приклейте какие-то метки, картинки. Чтобы малыш однозначно находил свою вещь и ему не приходилось гадать — она это или нет. 
Это же касается любых игр и игрушек. В обычной бытовой жизни цвета для нас не так важны (разве что сигналы светофора), но вот в играх, где есть цветовая кодировка, умение правильно отличить цвет выходит на первый план. Поэтому убедитесь, что ребенок отличает все цвета в фишках, карточках и других элементах игры перед тем, как купить ее. Обычно разные фирмы предлагают немного разные оттенки, и ту мозаику, детали которой не различает малыш в одном наборе, он будет различать в другом.
 
Обеспечьте цветовой комфорт вне дома. Это опять касается личных вещей — чтобы малыш их мог найти среди других не только по цвету, но и еще по какому-то понятному и очевидному признаку. Если же цвета важны — смело подписывайте их. Прямо маркером для компакт-дисков пишите на цветных карандашах их цвет. Возможно, на всех и не понадобится — нам было достаточно подписать красный, зеленый, коричневый, оранжевый. Сделайте наклейки с названиями цветов на баночках с красками, на ячейках коробки пластилина, на листах цветной бумаги и картона. Совсем малышам можно рисовать какие-то значки — например, зеленый цвет обозначить листочком, оранжевый — кружком-апельсином и т.п.
Предупредите значимых для ребенка взрослых о его особенности. Чтобы родственники, родители друзей, воспитатели, няни, учителя не терялись в догадках, сразу скажите им, что ребенок плохо различает цвета, что он — дальтоник. И тогда вы избавите малыша от лишних проблем и просьб назвать-показать-принести то, чего он не может. Попросите воспитательницу в детском саду или учительницу в школе специально не задавать ребенку заданий с цветами, но и не освобождать его от таких заданий. Просто ей нужно не удивляться, если верблюд на картинке про Африку будет зеленым (как было у нас). 
Попросите шкафчик в детском саду, значок для полотенца и т.п. дать ребенку того цвета, который он хорошо отличает (например, у нас это любые оттенки синего).
 
Научите ребенка просить помощи у других людей. Если малыш не может сам справится с определением цвета, он всегда может попросить тех кто рядом, помочь ему. Научите его не бояться спросить соседа по столику «Какой это карандаш?». Научите отвечать взрослым, которые не зная о его дальтонизме что-то хотят от него: «Я дальтоник и не вижу, какой это цвет». Научите его не стесняться своей особенности, а относится к ней как к части своей индивидуальности. 
 
Какие проблемы для ребенка может создать дальтонизм?
 
Часто родители тревожатся, не станет ли дальтонизм причиной насмешек других детей?
Малышам вообще все равно, видит ли их друг цвета или нет. Они это в большинстве случаев не понимают, даже если им объяснять — дошкольникам трудно осознать, что кто-то может быть не таким как они. 
А у более старших детей и взрослых дальтонизм как явление вызывает краткосрочное удивление, просьбы сказать: «Какой это цвет? А это? А это?» После чего интерес к вопросу теряется  — и все.
 
Обеспечение безопасности. Теоретически, перепутав цвет сигнала светофора, цвет надписи или окраску ягоды или гриба, можно попасть в опасную ситуацию. Поэтому научите ребенка постоянно помнить о дальтонизме и не полагаться на свое чувство цвета. Нужно просто не рисковать и ориентироваться по ситуации — хотя бы спросить кого-то из окружающих.