Решаем вместе
Есть проблемы в сфере образования? Пишите свои предложения.
Уважаемые родители, соблюдайте правила пожарной безопасности!
Май 142019
 

Проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой.

Нарушения зрения вызывают следующие отклонения во всех видах познавательной деятельности детей:

снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество;

в области чувственного познания происходит сокращение зрительных ощущений; ограничивается возможность формирования образных представлений;

происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов;

значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность.

 

Коррекционно-развивающая работа в нашем саду направлена

на решение этих важнейших проблем детей и систематически ведется на коррекционных занятиях и во всех образовательных областях адаптированной образовательной программы в соответствии с возрастными возможностями и психофизическими особенностями воспитанников с нарушениями зрения.

Заголовок блока
Специфика реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

определяется особенностями социального развития детей с нарушением зрения. Осуществляется эта работа педагогами в ходе «проживания» с ребенком данного направления:

в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Заголовок блока
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

 сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений.

В процессе сенсорного развития у детей с нарушением зрения важно развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе у детей формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени, развиваются мыслительные процессы, стимулируется развитие всех сторон речи.

Для развития зрения и осуществления взаимосвязи сенсорного развития и развития зрительного восприятия, и лечения зрения следует проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, цветоразличения, движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации и т.д.

В познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности используются приемы осязательного восприятия объектов, целенаправленно формировать практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, что позволит детям с нарушениями зрения наиболее точно представлять предметы и пространство, быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

При формирование элементарных математических представлений у дошкольников с патологией зрения педагоги детского сада опираются на сохранные анализаторы, используют принципы наглядности, от простого к сложному.

В связи с особенностями зрительной патологии, микро- и макро ориентировки  особое внимание уделяктся:

формированию действий наложения и приложения элементов одного множества к элементам другого при сравнении их количества;

словесному обозначению пространственных отношений;

выделению детьми формы, величины, пространственного расположения предметов относительно друг друга;

ориентировке в пространстве на ограниченной сенсорной основе; обогащению и расширению чувственного опыта детей.

Заголовок блока
При организации образовательного процесса по развитию речи

используется специальная наглядность (размер в соответствии с офтальмологическими рекомендациями, использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цветов, использование подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении для детей со сходящимся косоглазием).

В условиях зрительно — сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием педагоги уделяют внимание обогащению чувственной стороны речи, развитию речевой системы в целом, пониманию ребенком с нарушением зрения причинно-следственных связей, наводящими вопросами подводить к установлению логических связей, использовать алгоритмы описания предметов, мнемотехнику для составления свободных высказываний и как помощь при запоминании стихов и текстов.

Для закрепления образа звука следует используют возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твердых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью по-разному звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа с движением тела.

Заголовок блока
Специфика реализации образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»  с детьми с нарушениями зрения.

При подготовке детей с нарушением зрения к рисованию, конструированию, аппликации, лепке проводятся пропедевтические упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, умений выкладывать узоры из геометрических фигур, составлять отдельные предметы и композиций из них; упражнения с использованием мозаики (по образцу и по памяти).

Специальные пропедевтические упражнения, направленные на ознакомление детей с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику.

При планировании образовательной деятельности с детьми с нарушением зрения используется повтор одной и той же темы на лепке, аппликации, рисовании, музыке. Это позволяет обогащать и конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять умения.

При нарушениях зрения формирование музыкальной деятельности идёт от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной. Одновременно с общими музыкальными задачами необходимо — ставить коррекционные задачи, обеспечивающие развитие зрительного анализатора, учитывающие специфические особенности детей. Необходимо показывать упражнения с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения повторять их по нескольку раз, взяв ребенка за руку, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм, использовать такие приёмы как, передача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки или металлофона, использовать световые, цветовые атрибуты, сигналов и ориентиров.

Заголовок блока
Работа по физическому развитию

строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи, проблема профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.

Пространство группы и физкультурное оборудование для упражнений имеют специальные метки и разметки, для свободного зрительного ориентирования, в виде ярко окрашенных точек или полосок.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию используется специальная организации зрительного восприятия: создается установка на восприятие; формируется умение наблюдать: вычленять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание, выполнять их в определенной последовательности, прослеживать действие в динамике, выделять главное и второстепенное; предъявляется оптимальный объем информации на одном занятии; учитываются индивидуальные особенности детей (острота зрения, характер патологии); используется как словесная, так и наглядная информация об объектах и действиях (схемы, макеты, планы); обеспечивается страховка при выполнении упражнений; обеспечивается контрастность сочетаний объектов пространства при восприятии их детьми.

Решение задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе Программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольного учреждения, а также при участии родителей в реализации программных требований.