Решаем вместе
Есть проблемы в сфере образования? Пишите свои предложения.
Уважаемые родители, соблюдайте правила пожарной безопасности!
Фев 102020
 

В настоящее время практически невозможно найти человека, не знающего проблем со зрением. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций, настолько привычным для нас стало это явление. А вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным.

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система визуальных тренировок – это комплексы упражнений для глаз различной направленности с использованием различного оборудования.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, являются минутки отдыха для глаз. Ее цель – обеспечить кратковременный отдых для глаз посредством простых и доступных всем упражнениям. Эффективность минутки  отдыха, объясняется тем, что при выполнении специально подобранных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего расстояния на дальнее, снимается напряжение с глазных мышц, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функции зрения нормализуются.

Современные ученые Э.Д.Рубан, Л.Б.Шереминская, .Г.Демирчоглян и др. предлагают следующие методы визуальной терапии:

Перефокусировка взгляда (метка на стекле) (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

 Упражнение проводится в очках. Ребенок становится на расстоянии 25 – 30 см. от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка диаметром 2 – 3 мм. Вдали от линии взора дошкольник отмечает для фиксации какой-либо предмет, затем поочередно переводит взор с метки на этот предмет. Время фиксации – 3 секунды.

Достаточно легким способом достижения расслабления и отдыха глаз является состояние с закрытыми глазами, т.е. пальминг. Глаза закрываются. Одна ладонь накладывается на другую крест-накрест так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. При этом необходимо полное исключение света и исключение какого-либо давления на глаза. Упражнение выполняется в положении «лежа» или «сидя». В случае выбора положения «сидя» локти опираются на стол, либо на лежащую, на коленях подушечку. Для наилучшего расслабления детей педагог может включить спокойную музыку.

— Вращение глазами. При выполнении данного упражнения необходимо принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными. Голова все время остается неподвижной. Сначала необходимо научить ребенка совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков.

— Моргание «Бабочка». Дыхание медленное и глубокое. На вдохе малышу предлагают открыть глаз, на выдохе – быстро поморгать. Примерный ориентир частоты моргания: на протяжении 10 секунд ребенок должен моргать 2 – 4 раза. При моргании расслабляются напряженные мышцы глаза, что улучшает зрение.

В игровой форме осуществляется самомассаж, который сопровождается, например, такими словами:

Массажный тренинг

Мы начнем сейчас тренаж:

Делай сам себе массаж.

Пальчик — ставим между глаз

И вращаем влево,

Повторяем еще раз

Все движенья смело.

В другую сторону сейчас

Вращаем пальчик еще раз.

Игры-упражнения, подготавливающие ребенка к более сложным упражнениям:

а) обучение пальмингу проходит через следующие игры: «Темно – светло», «Сделай, как было», «Глазки уснули» и т.д.; б) обучение техники моргания: «Прятки», «Моргалочка», «Сожмем – разожмем глазки» и т.д.;

в) обучение техники вращения глаз: «Небо – земля», «Часики», «Мельница» и т.д.; г) обучение перефокусировки взгляда: «Смотри ближе – смотри дальше», «Расскажи, что близко, что далеко», «Расскажи, что высоко, что низко».

Обязательной для детей, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в день по 3 – 5 минут перед зрительной нагрузкой с целью активизации зрительных функций. Все атрибуты в глазных гимнастик,  варьируются в зависимости от вида и темы проводимого занятия, времени года, возраста детей.

Гимнастики проводятся по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, чистоговорок, с использованием предметов. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать не очень крупные предметы.

И особый класс игр для глаз – это электронные игры,  физминутки и упражнения,  от которых дети в восторге.

Немало дидактических, обучающих и развивающих игр и упражнений, которые достаточно легко сделать электронными.

С  их помощью можно решить сразу несколько задач: развивать зрительное восприятие, тренировать зрительные и глазодвигательные функции, научить детей воспринимать новую информацию, развивать наблюдательность, активность,  инициативу;  познакомить детей с правилами работы на ПК, и обеспечить современными технологиями.

Старт игры можно обеспечить с любого компьютера или с интерактивной доски. Все игры создаются в программе Power Point.  Сначала подбираются, сканируются иллюстрации или скачиваются  из интернета, затем помещаются  в базу данных компьютера,  определяются цель и правила  игры,  готовятся  слайды.

В настоящее время практически невозможно найти человека, не знающего проблем со зрением. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций, настолько привычным для нас стало это явление. А вот ребенок в очках, да еще с толстыми линзами, вряд ли кого оставит безучастным.

Зрение можно улучшить так же, как это удается с другими частями тела, с помощью упражнений. Визуальная тренировка (т.е. зрительная гимнастика) это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система визуальных тренировок – это комплексы упражнений для глаз различной направленности с использованием различного оборудования.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, являются минутки отдыха для глаз. Ее цель – обеспечить кратковременный отдых для глаз посредством простых и доступных всем упражнениям. Эффективность минутки  отдыха, объясняется тем, что при выполнении специально подобранных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего расстояния на дальнее, снимается напряжение с глазных мышц, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функции зрения нормализуются.

Современные ученые Э.Д.Рубан, Л.Б.Шереминская, .Г.Демирчоглян и др. предлагают следующие методы визуальной терапии:

Перефокусировка взгляда (метка на стекле) (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

 Упражнение проводится в очках. Ребенок становится на расстоянии 25 – 30 см. от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка диаметром 2 – 3 мм. Вдали от линии взора дошкольник отмечает для фиксации какой-либо предмет, затем поочередно переводит взор с метки на этот предмет. Время фиксации – 3 секунды.

Достаточно легким способом достижения расслабления и отдыха глаз является состояние с закрытыми глазами, т.е. пальминг. Глаза закрываются. Одна ладонь накладывается на другую крест-накрест так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. При этом необходимо полное исключение света и исключение какого-либо давления на глаза. Упражнение выполняется в положении «лежа» или «сидя». В случае выбора положения «сидя» локти опираются на стол, либо на лежащую, на коленях подушечку. Для наилучшего расслабления детей педагог может включить спокойную музыку.

— Вращение глазами. При выполнении данного упражнения необходимо принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными. Голова все время остается неподвижной. Сначала необходимо научить ребенка совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков.

— Моргание «Бабочка». Дыхание медленное и глубокое. На вдохе малышу предлагают открыть глаз, на выдохе – быстро поморгать. Примерный ориентир частоты моргания: на протяжении 10 секунд ребенок должен моргать 2 – 4 раза. При моргании расслабляются напряженные мышцы глаза, что улучшает зрение.

В игровой форме осуществляется самомассаж, который сопровождается, например, такими словами:

Массажный тренинг

Мы начнем сейчас тренаж:

Делай сам себе массаж.

Пальчик — ставим между глаз

И вращаем влево,

Повторяем еще раз

Все движенья смело.

В другую сторону сейчас

Вращаем пальчик еще раз.

Игры-упражнения, подготавливающие ребенка к более сложным упражнениям:

а) обучение пальмингу проходит через следующие игры: «Темно – светло», «Сделай, как было», «Глазки уснули» и т.д.; б) обучение техники моргания: «Прятки», «Моргалочка», «Сожмем – разожмем глазки» и т.д.;

в) обучение техники вращения глаз: «Небо – земля», «Часики», «Мельница» и т.д.; г) обучение перефокусировки взгляда: «Смотри ближе – смотри дальше», «Расскажи, что близко, что далеко», «Расскажи, что высоко, что низко».

Обязательной для детей, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в день по 3 – 5 минут перед зрительной нагрузкой с целью активизации зрительных функций. Все атрибуты в глазных гимнастик,  варьируются в зависимости от вида и темы проводимого занятия, времени года, возраста детей.

Гимнастики проводятся по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, чистоговорок, с использованием предметов. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать не очень крупные предметы.

И особый класс игр для глаз – это электронные игры,  физминутки и упражнения,  от которых дети в восторге.

Немало дидактических, обучающих и развивающих игр и упражнений, которые достаточно легко сделать электронными.

С  их помощью можно решить сразу несколько задач: развивать зрительное восприятие, тренировать зрительные и глазодвигательные функции, научить детей воспринимать новую информацию, развивать наблюдательность, активность,  инициативу;  познакомить детей с правилами работы на ПК, и обеспечить современными технологиями.

Старт игры можно обеспечить с любого компьютера или с интерактивной доски. Все игры создаются в программе Power Point.  Сначала подбираются, сканируются иллюстрации или скачиваются  из интернета, затем помещаются  в базу данных компьютера,  определяются цель и правила  игры,  готовятся  слайды.