Решаем вместе
Есть проблемы в сфере образования? Пишите свои предложения.
Уважаемые родители, соблюдайте правила пожарной безопасности!
Фев 102020
 

Консультация для родителей «Берегите глаза детей!»

 

    Дорогие  родители! Обраща­ли ли вы внимание на то, что «очкарики» делятся

на гру­стных и веселых? Одних на­рушение зрения печалит, обидные и шутливые драз­нилки сверстников огорча­ют, а другие не только не огорчаются, но и сами любят пошутить, а главное — увле­ченно помогают своим гла­зам решить серьезную про­блему: как научиться лучше видеть? и при этом хорошо учиться? и даже улучшить зрение в будущем? Что же делать ребенку со слабым зрением, чтобы не напрягать глаза?

Как правильно организовать свое рабочее место?

Как правиль­но тренировать глаза

    Познакомьте детей с прави­лами охраны и гигиены зре­ния; для начала разучите с ними упражнения для сня­тия зрительного утомления. Почему это нужно прежде всего? Потому что перво­причиной всех нарушений зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глаз­ных мышц. Глаза — это часть организма, и в качестве тако­вой они подвержены воздей­ствию факторов, влияющих на организм в целом. Ни один другой орган чувств не испытывает такой нагруз­ки, как глаза! Такие болезни, как диабет и нефрит, могут стать причиной проблем со зрением. Установлено, что пятна перед глазами «плы­вут» при заболеваниях пече­ни и нарушениях пищеваре­ния; что воспалительное со­стояние (конъюнктивит, вос­паление радужной оболочки глаз) является симптомом дисбаланса в организме, воз­никающего вследствие чрез­мерного потребления сахара, белка и т.д.

    Есть и чисто механичес­кие причины нарушения нормального снабжения глаз кровью и нервными импуль­сами. Они кроются в напря­женном состоянии мышц задней части шеи, которые действуют на шейные по­звонки, затрудняя нормаль­ное функционирование зри­тельных нервов, а также по­ражая вазомоторные нервы, контролирующие размеры небольших артерий, в ре­зультате чего приток крови к голове ограничивается.

    Можно утверждать, что зрительный анализатор — самый чувствительный и са­мый неподготовленный к учебным нагрузкам орган ре­бенка, впервые приходящего в школу. Начальный период обучения предполагает чрезвычай­но высокий уровень зрительных нагрузок в связи с интенсивным ов­ладением детьми чтением, пись­мом, счетом.

    Расскажите детям, что глаза за­служивают внимательного и бе­режного отношения к себе. Сде­лайте все возможное, чтобы выра­ботать у них зрительные привыч­ки, способствующие уменьшению нагрузки на глаза. Чтобы пони­мать, как и почему появляются зрительные нарушения, детям надо знать, как устроен и работает слож­ный орган зрения.

    Органи­зуйте свою жизнь и жизнь ваших детей так, чтобы в свободное время вы имели возможность активно от­дыхать и восстанавливать силы. Проникнитесь мыслью о необходи­мости заботы о своих глазах и гла­зах ваших детей. Пусть простые приемы снятия зрительного утом­ления станут неотъемлемой частью вашего образа жизни!

Ваши усилия окупятся! Глаза пе­рестанут уставать, взгляд будет яс­ным и сияющим, улучшатся внима­ние и мыслительные способности.

 

Дорогие родите­ли! Прочитайте детям стихи.

 

 

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной…

Ф. Тютчев

*   *   *

И можно с южными звездами

 Сравнить, особенно стихами,

 Ее черкесские глаза.

 Она владеет ими смело,

Они горят огня живей…

А. Пушкин

*   *   *

 

Взор черно-огненный, отверстый,

Как молния, вослед гремит,

Блистает, жжет и поражает…

Г. Державин

*   *   *

Мои глаза любовно созерцали

Цветы в росе, прозрачный небосклон;

И снова дня ликующая сила,

Мир обновив, мне сердце обновила.

И. В. Гёте

       Прочитайте детям стихотворе­ние о том, как устроен глаз, пока­жите на картинках  его строение.

    Зрение — чудесный дар природы, благодаря которому человек вос­принимает внешний мир. Мы видим Солнце и звезды, находящиеся на расстоянии миллиардов километров от Земли, видим красоту окружающей природы, людей и все, что со­здано ими. Глаза дают нам возмож­ность читать и знакомиться с куль­турой прошлых поколений, с дости­жениями современной науки.

 

Игровые упражнения для снятия зрительного утомления

 

   Обучение проводится под деви­зом «Играя, лечимся!». В игро­вой форме осуществляется самомас­саж, снятие физического, психичес­кого и зрительного напряжения, ак­тивизация глазодвигательных функ­ций, формируются рациональные способы зрительного восприятия.

 

Световые ванны

На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте го­лову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравст­вуй!» — солнышку скажу».

 

Моргание

Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь приятном. Откройте глаза, поморгайте ими — «бабочка крыльями машет».

 

 

 

Глазодвигательные тренинги

    Перемещать взгляд на предметы (игрушки, буквы, цифры), подве­шенные в разных местах комнаты. Если рассматриваемый предмет воспринимается нечетко, то надо перевести взгляд на четко воспри­нимаемый предмет и снова вер­нуться к хуже видимому.

 

Если смотришь на предмет

И не видишь, есть он, нет,

На него ты не гляди,

Глаза скорее отводи,

Легко и быстро поморгай,

Вправо-влево взгляд бросай.

Снова глянешь на предмет —

Изображенья четче нет!

 

Массаж пальцев и руки

 

Петушок, петушок,

Чистим мы твой гребешок.

Долго первый зубчик трем,

Ко второму перейдем.

Третий долго-долго трем,

На четвертый перейдем.

А теперь клюв разотрем

И по складке проведем:

Назад-вперед, назад-вперед,

Петух песенку поет.

 

Упражнение «Прищепочки»

Большими и указательными паль­цами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вис­кам.

 

«Самолет»

Пролетает самолет

(смотреть вверх на одну руку, которая кача­ется; то же другой рукой),

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел — посмотрел (смотреть на правую руку, отве­денную в сторону),

Левое крыло отвел — поглядел (то же левой рукой).

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; ку­лаком другой руки водить в проти­воположную сторону)

И внимательно гляжу (смот­реть на кулак).

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них),

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за ними гла­зами).

 

Упражнение «Любопытная Варвара»

Смотрит влево (голова влево),

Смотрит вправо (голова вправо),

А потом опять вперед (голова прямо).

Пусть Варвара отдохнет (отдых; шея расслаблена).

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех, дальше всех (наклон головы назад).

Возвращается обратно (голова прямо),

Расслабление приятно (отдых).