- организация лечебно-профилактического и восстановительного процесса;
- организация коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия;
- обеспечение и соблюдение санитарно-гигиенических норм освещённости рабочей зоны и мест жизнедеятельности ребёнка с нарушениями зрения;
- организация зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями ребёнка;
- соблюдение статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребёнка с нарушением зрения;
- создание специальной предметно-развивающей среды;
- формирование сознательного отношения у детей и родителей к лечению охране и укреплению нарушенного зрения.
Предметно-развивающая среда в нашем детском саду для детей с нарушением зрения |
|
Направления работы | Содержание работы |
Организация коррекционного, лечебно-профилактического и восстановительного процесса. |
Мероприятия коррекционной, лечебно-профилактической и восстановительной работы ежедневно выполняются медсестрой — ортоптисткой под руководством врача-офтальмолога. |
Ортоптический кабинет оснащен современной аппаратурой, необходимой для лечения глазных заболеваний, в том числе и компьютерными программами для лечения амблиопии и косоглазия, тренировки аккомодации глаз.
Ежемесячно отслеживается динамика зрительных функций, каждому ребёнку разрабатывается план профилактических мероприятий на год, согласованный с родителями. Дети, посещающие нашу группу, имеют различные заболевания глаз, почти все диагнозы отягощаются амблиопией. |
|
Комплексная коррекция и профилактика патологии глаз в условиях группы ДОУ включает в себя плеоптические, ортоптические и диплоптические методы, организацию жизненного режима детей с учётом зрительных нагрузок, общеоздоровительные мероприятия.
В период плеоптического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии: выключения из акта зрения лучше видящего глаза с целью тренировки другого, хуже видящего. Лечение амблиопии и косоглазия проводится ортоптическими методами, предполагающими применение специальной аппаратуры, а также с помощью комплекса целенаправленной коррекционно-педагогической работы. |
|
Организация коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия. |
Целью коррекционно — педагогической работы по развитию зрительного восприятия является максимально возможная активизация зрения и обеспечение становления психического процесса зрительного отражения окружающего в соответствии с возрастными возможностями.
Эта цель достигается за счёт использования приёмов, обеспечивающих воздействие на зрительные функции в соответствии с задачами и этапами коррекционно-профилактического и восстановительного процесса, совершенствования операционного механизма восприятия, коррекции недостатков зрительно восприятия, развития пространственного восприятия и зрительно — моторной координации. |
Специальные коррекционные занятия учителя — дефектолога по развитию зрительного восприятия проводятся в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ОВЗ слабовидящих, с амблиопией и косоглазием, по методикам, разработанным Дружининой Л.А, Григорьевой Л.П. и Сташевским С.В; Плаксиной Л.И; Григорьевой Л.П., Бернадской М.Э., Блинниковой И.В., Солнцевой О.Г., Рудаковой Л.В., Подколзиной Е.Н. | |
Коррекционная деятельность учителя — дефектолога осуществляется в форме диагностики уровня развития зрительного восприятия, подгрупповых, индивидуальных занятий, коррекционных игр по развитию зрительного восприятия, развитию навыков пространственной ориентировки в соответствии с рабочей программой.
На каждого ребёнка оформляется информационно — диагностическая карта, куда заносятся данные обследования специалистами ДОУ, составляются рекомендации, направления коррекционной работы на учебный год. Коррекционная работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и учителя — дефектолога. |
|
Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность.
Одним из основных коррекционных направлений в работе является развитие способов зрительного восприятия дошкольника с нарушением зрения, которое осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности. Воспитатели соблюдают индивидуальный зрительный режим каждого ребёнка на основании рекомендаций учителя — дефектолога и врача-офтальмолога. В зависимости от возраста ребенка в непосредственно образовательной деятельности решаются разные коррекционные задачи. |
|
Занятия учителя — дефектолога у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения. | |
Обеспечение и соблюдение санитарно-гигиенических норм освещённости рабочей зоны и мест жизнедеятельности ребёнка с нарушениями зрения. | В группах создаются благоприятные условия для зрительного восприятия, строго соблюдаются нормы гигиены зрения. |
Окна ориентированы на юг. Столы для занятий находятся на расстоянии 1 м от светонесущей стены таким образом, чтобы свет падал слева. В кабинете учителя- дефектолога столы обеспечены устройствами, регулирующими высоту наклона столешницы. | |
Групповые помещения и кабинет учителя — дефектолога имеет оптимальный уровень освещенности, рекомендованный СанПин для детей с нарушением зрения (не менее 600 — 800 лк).
Стены, мебель в группах окрашены в светло-голубые тона. |
|
Дети с низкой остротой зрения занимают на занятиях первые места. Демонстрация наглядного материала проводится на уровне глаз и на доступном расстоянии.
При проведении занятий осуществляется смена видов деятельности – при зрительной работе вблизи и вдали. |
|
Организация зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями ребёнка. |
Важнейшим охранно — гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок, который предполагает чередование работы глаз с отдыхом;
ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций; создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, продуктивной деятельности под контролем зрения. В практике обучения детей с нарушением зрения неукоснительно придерживаемся определённых требований к подбору наглядно — демонстрационного материала. |
Размер объектов восприятия, его деталей должен обеспечивать чёткость и точность различения детьми с нарушением зрения с расстояния 25-33 см.
При демонстрации объектов восприятия для детального рассматривания педагогу важно учитывать цветовое соотношение фона и объектов. |
|
По назначению врача — офтальмолога педагоги подбирают и используют наглядный материал по 7 режимам; такой подход способствует активизации зрения детей, получающих плеоптическое лечение. | |
С учётом косоглазия наглядные пособия располагаются следующим образом: на горизонтальной поверхности работают дети с расходящимся косоглазием, в вертикальной плоскости (на подставке) — дети со сходящимся косоглазием. | |
Для активизации зрения детей с амблиопией при изготовлении и подборе наглядных пособий используются красный, оранжевый, жёлтый, яркие и насыщенные другие цветовые тона | |
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения сидят перед педагогом, остальные — располагаются дальше. Комплексы гимнастики для глаз с учетом рекомендаций врача — офтальмолога проводятся ежедневно во время занятий и после прогулки. | |
Соблюдение статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребёнка с нарушением зрения. | Обеспечение статико-динамического режима в жизнедеятельности детей способствует поддержанию положительного психоэмоционального тонуса; профилактике мышечного утомления, поддержанию зрительной работоспособности ребёнка. |
На занятиях статического плана организована смена видов активности детей: перцептивной, речевой, практической, моторной. | |
Поддержанию психоэмоционального тонуса способствует строгое соблюдение режима ежедневных прогулок; закаливание, в том числе и занятия в бассейне, физкультурно-оздоровительные занятия: (утренняя гимнастика, двигательная разминка между занятиями, физкультминутка, подвижные игры и упражнения на прогулке, занятия по физической культуре, физкультурный досуг и другое). | |
Важный момент во время непосредственно- образовательной деятельности — создание условий, помогающих принять и поддерживающих правильную рабочую позу в процессе графического труда. | |
Педагоги обеспечивают постоянство требований к правильной посадке, проведение с детьми бесед о безопасном расстоянии (25-33см) от глаз до рабочей поверхности. | |
Создание специальной предметно — развивающей среды. |
Развивающая предметно-пространственная среда создана в соответствии с ФГОС содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. |
При организации коррекционно-развивающей среды учитывается структура дефекта зрения и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружающей средой. | |
Специальное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с нарушением зрения и способов получения информации. | |
Многолетний практический опыт помогает в создании собственных наработок организации игрового пространства. Мы, например, обратили внимание, что во время игр на пёстром ковре дети со значительным снижением зрения теряют машинки, игрушки, детали конструктора. | |
Теперь уголок для конструктивных игр располагается на ковре светло-зелёного цвета для улучшения восприятия. | |
Так же заметили, что дети с низкой остротой зрения во время приёма пищи не видят, например, рисовую кашу на белой тарелке. Для решения данной проблемы приобрели комплекты темной посуды. Доступность должна быть во всём, даже в подборе тарелки! | |
Полифункциональный подход к коррекционно-развивающей среде обеспечивает взаимосвязь медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. В зависимости от режима зрительной нагрузки каждому ребёнку определяется и подбор коррекционных и развивающих игр. | |
Например, детям с диагнозами: миопия офтальмолог рекомендует максимально ограничить зрительную работу. Такому ребёнку определённая зрительная нагрузка даётся только во время занятий, в свободной же деятельности он может играть в сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, в крупный строительный материал, игры, связанные с попаданием в цель и другие. Мы постарались оснастить групповое помещение всем необходимым для организации таких игр: разнообразными и привлекательными для мальчиков и девочек игрушками, конструкторами и атрибутами. | |
Для доступности воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, выделили косяки всех дверей контрастным цветом, границы ступеней лестниц покрашены в контрастные цвета. | |
Стараемся сохранять стабильность интерьера для того, чтобы дети запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, развивающих игр и предметов быта. | |
Формирование сознательного отношения у детей и родителей к лечению охране и укреплению нарушенного зрения.
|
ФГОС предусматривает поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Можно применять разнообразные методы лечения, создавать в группе оптимальные условия для развития зрительных функций, проводить эффективные и содержательные коррекционные занятия, но при отсутствии желания вылечиться у ребёнка и безответственного отношения к лечению у родителей, результат будет минимальным. |
Непросто объяснить трёхлетнему ребёнку, что нужно заклеить хороший глаз и смотреть другим, видящим хуже. Для этого используем сказку «Про ленивый глазик», стихи, лечим глазки игрушкам — заклеиваем, одеваем очки. Воспитание у детей сознательного отношения к своему зрению включает в себя и бережное обращению с очками, и положительное отношение к лечебно-диагностическим мероприятиям, и формирование знаний о глазах; правилах гигиены зрения. | |
Формирование у родителей адекватного отношения к проблемам нарушения зрения детей и выполнению лечебно-восстановительных назначений также непростая задача. Ситуаций бывает много: иногда сами родители снимают очки с ребёнка вне детского сада, иногда своего ребёнка с прогрессирующей миопией высокой степени записывают в спортивную секцию в бассейн. Важно быть авторитетным для родителей, уметь их аргументировано убеждать. | |
Взаимодействие с родителями происходит и по плану методической работы учителя-дефектолога, и по запросу законных представителей, педагогов. |