Решаем вместе
Есть проблемы в сфере образования? Пишите свои предложения.
Уважаемые родители, соблюдайте правила пожарной безопасности!
Фев 012019
 

Условия для детей с нарушением зрения
  • организация лечебно-профилактического и восстановительного процесса;
  • организация коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия;
  • обеспечение и соблюдение санитарно-гигиенических норм освещённости рабочей зоны и мест жизнедеятельности ребёнка с нарушениями зрения;
  • организация зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями ребёнка;
  • соблюдение статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребёнка с нарушением зрения;
  • создание специальной предметно-развивающей среды;
  • формирование сознательного отношения у детей и родителей к лечению охране и укреплению нарушенного зрения.

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду

для детей с нарушением зрения

Направления работы Содержание работы
 

 

 

 

 

 

Организация коррекционного, лечебно-профилактического и восстановительного процесса.

Мероприятия коррекционной, лечебно-профилактической и восстановительной работы ежедневно выполняются   медсестрой — ортоптисткой под руководством врача-офтальмолога.
Ортоптический кабинет оснащен современной аппаратурой, необходимой для лечения глазных заболеваний, в том числе и компьютерными программами для лечения амблиопии и косоглазия, тренировки аккомодации глаз.

Ежемесячно отслеживается динамика зрительных функций, каждому ребёнку разрабатывается план профилактических мероприятий на год, согласованный с родителями.

Дети, посещающие нашу группу, имеют различные заболевания глаз, почти все диагнозы отягощаются амблиопией.

Комплексная коррекция и профилактика патологии глаз в условиях группы ДОУ включает в себя плеоптические, ортоптические и диплоптические методы, организацию жизненного режима детей с учётом зрительных нагрузок, общеоздоровительные мероприятия.

В период плеоптического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии: выключения из акта зрения лучше видящего глаза с целью тренировки другого, хуже видящего.

Лечение амблиопии и косоглазия проводится ортоптическими методами, предполагающими применение специальной аппаратуры, а также с помощью комплекса целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия.

Целью коррекционно — педагогической работы по развитию зрительного восприятия является максимально возможная активизация зрения и обеспечение становления психического процесса зрительного отражения окружающего в соответствии с возрастными возможностями.

Эта цель достигается за счёт использования приёмов, обеспечивающих воздействие на зрительные функции в соответствии с задачами и этапами коррекционно-профилактического и  восстановительного процесса, совершенствования операционного механизма восприятия, коррекции недостатков зрительно восприятия, развития пространственного восприятия и зрительно — моторной координации.

Специальные коррекционные занятия учителя — дефектолога по развитию зрительного восприятия проводятся в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ОВЗ слабовидящих, с амблиопией и косоглазием, по методикам, разработанным Дружининой Л.А, Григорьевой Л.П. и Сташевским С.В; Плаксиной Л.И; Григорьевой Л.П., Бернадской М.Э., Блинниковой И.В., Солнцевой О.Г., Рудаковой Л.В., Подколзиной Е.Н. 
Коррекционная деятельность учителя — дефектолога осуществляется в форме диагностики уровня развития зрительного восприятия, подгрупповых, индивидуальных занятий, коррекционных игр по развитию зрительного восприятия, развитию навыков пространственной ориентировки в соответствии с рабочей программой.

На каждого ребёнка оформляется информационно — диагностическая карта, куда заносятся данные обследования специалистами ДОУ, составляются рекомендации, направления коррекционной работы на учебный год.

Коррекционная работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и учителя — дефектолога.

  Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность.

Одним из основных коррекционных направлений в работе является развитие способов зрительного восприятия дошкольника с нарушением зрения, которое осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности.

Воспитатели соблюдают индивидуальный зрительный режим каждого ребёнка на основании рекомендаций учителя — дефектолога и врача-офтальмолога. В зависимости от возраста ребенка в непосредственно образовательной деятельности решаются разные коррекционные задачи. 

Занятия учителя — дефектолога у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.
Обеспечение и соблюдение санитарно-гигиенических норм освещённости рабочей зоны и мест жизнедеятельности ребёнка с нарушениями зрения. В группах создаются благоприятные условия для зрительного восприятия, строго соблюдаются нормы гигиены зрения.
Окна ориентированы на юг. Столы для занятий находятся на расстоянии 1 м от светонесущей стены таким образом, чтобы свет падал слева. В кабинете учителя- дефектолога столы обеспечены устройствами, регулирующими высоту наклона столешницы.
Групповые помещения и кабинет учителя — дефектолога имеет оптимальный уровень освещенности, рекомендованный СанПин для детей с нарушением зрения (не менее 600 — 800 лк).

Стены, мебель в группах окрашены в светло-голубые тона.

Дети с низкой остротой зрения занимают на занятиях первые места. Демонстрация наглядного материала проводится на уровне глаз и на доступном расстоянии.

При проведении занятий осуществляется смена видов деятельности – при зрительной работе вблизи и вдали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями ребёнка.

Важнейшим охранно — гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок, который предполагает чередование работы глаз с отдыхом;

ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций;

создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, продуктивной деятельности под контролем зрения.

В практике обучения детей с нарушением зрения неукоснительно придерживаемся определённых требований к подбору наглядно — демонстрационного материала.

Размер объектов восприятия, его деталей должен обеспечивать чёткость и точность различения детьми с нарушением зрения с расстояния 25-33 см.

При демонстрации объектов восприятия для детального рассматривания педагогу важно учитывать цветовое соотношение фона и объектов.

По назначению врача — офтальмолога педагоги подбирают и используют наглядный материал по 7 режимам; такой подход способствует активизации зрения детей, получающих плеоптическое лечение.
     С учётом косоглазия наглядные пособия располагаются следующим образом: на горизонтальной поверхности работают дети с расходящимся косоглазием, в вертикальной плоскости (на подставке) — дети со сходящимся косоглазием.
Для активизации зрения детей с амблиопией при изготовлении и подборе наглядных пособий используются красный, оранжевый, жёлтый, яркие и насыщенные другие цветовые тона
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах.  При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения сидят перед педагогом, остальные — располагаются дальше. Комплексы гимнастики для глаз с учетом рекомендаций врача — офтальмолога проводятся ежедневно во время занятий и после прогулки.
Соблюдение статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребёнка с нарушением зрения.   Обеспечение статико-динамического режима в жизнедеятельности детей способствует поддержанию положительного психоэмоционального тонуса; профилактике мышечного утомления, поддержанию зрительной работоспособности ребёнка.
На занятиях статического плана организована смена видов активности детей: перцептивной, речевой, практической, моторной.
Поддержанию психоэмоционального тонуса способствует строгое соблюдение режима ежедневных прогулок; закаливание, в том числе и занятия в бассейне, физкультурно-оздоровительные занятия: (утренняя гимнастика, двигательная разминка между занятиями, физкультминутка, подвижные игры и упражнения на прогулке, занятия по физической культуре, физкультурный досуг и другое).
Важный момент во время непосредственно- образовательной деятельности — создание условий, помогающих принять и поддерживающих правильную рабочую позу в процессе графического труда.
Педагоги обеспечивают постоянство требований к правильной посадке, проведение с детьми бесед о безопасном расстоянии (25-33см) от глаз до рабочей поверхности.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание специальной предметно — развивающей среды.

Развивающая предметно-пространственная среда создана в соответствии с ФГОС содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
При организации коррекционно-развивающей среды учитывается структура дефекта зрения и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружающей средой.
Специальное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с нарушением зрения и способов получения информации.
      Многолетний практический опыт помогает в создании собственных наработок организации игрового пространства. Мы, например, обратили внимание, что во время игр на пёстром ковре дети со значительным снижением зрения теряют машинки, игрушки, детали конструктора.
Теперь уголок для конструктивных игр располагается на ковре светло-зелёного цвета для улучшения восприятия.
Так же заметили, что дети с низкой остротой зрения во время приёма пищи не видят, например, рисовую кашу на белой тарелке. Для решения данной проблемы приобрели комплекты темной посуды. Доступность должна быть во всём, даже в подборе тарелки!
Полифункциональный подход к коррекционно-развивающей среде обеспечивает взаимосвязь медицинских и психолого-педагогических средств коррекции. В зависимости от режима зрительной нагрузки каждому ребёнку определяется и подбор коррекционных и развивающих игр.
       Например, детям с диагнозами: миопия офтальмолог рекомендует максимально ограничить зрительную работу. Такому ребёнку определённая зрительная нагрузка даётся только во время занятий, в свободной же деятельности он может играть в сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, в крупный строительный материал, игры, связанные с попаданием в цель и другие. Мы постарались оснастить групповое помещение всем необходимым для организации таких игр: разнообразными и привлекательными для мальчиков и девочек игрушками, конструкторами и атрибутами.
Для доступности воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, выделили косяки всех дверей контрастным цветом, границы ступеней лестниц покрашены в контрастные цвета.
Стараемся сохранять стабильность интерьера для того, чтобы дети запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, развивающих игр и предметов быта.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование сознательного отношения у детей и родителей к лечению охране и укреплению нарушенного зрения.

     

ФГОС предусматривает поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Можно применять разнообразные методы лечения, создавать в группе оптимальные условия для развития зрительных функций, проводить эффективные и содержательные коррекционные занятия, но при отсутствии желания вылечиться у ребёнка и безответственного отношения к лечению у родителей, результат будет минимальным. 
Непросто объяснить трёхлетнему ребёнку, что нужно заклеить хороший глаз и смотреть другим, видящим хуже. Для этого используем сказку «Про ленивый глазик», стихи, лечим глазки игрушкам — заклеиваем, одеваем очки.  Воспитание у детей сознательного отношения к своему зрению включает в себя и бережное обращению с очками, и положительное отношение к лечебно-диагностическим мероприятиям, и формирование знаний о глазах; правилах гигиены зрения.
Формирование у родителей адекватного отношения к проблемам нарушения зрения детей и выполнению лечебно-восстановительных назначений также непростая задача. Ситуаций бывает много: иногда сами родители снимают очки с ребёнка вне детского сада, иногда своего ребёнка с прогрессирующей миопией высокой степени записывают в спортивную секцию в бассейн. Важно быть авторитетным для родителей, уметь их аргументировано убеждать.
Взаимодействие с родителями происходит и по плану методической работы учителя-дефектолога, и по запросу законных представителей, педагогов.